МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 134" 

                                                                                                                                    Официальная страница в вконтаке:  https://vk.com/club172800292 

                                                                                                                                     Официальная страница ШСК "Зелёный свет"

                                                                                                                                      в вконтакте: https://vk.com/public18084215

 

Школьный психолог

СПОСОБЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска»

  1. Выявление и изучение неблагоприятных  (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.
  2. Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.
  3. Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.
  4. Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

 

Что является показателями к использованию коррекционной функции:

  • Нарушение  коммуникации  (связей)  в  системах  «ребенок-ребенок»,  «ребенок-взрослый», «ребенок-коллектив».
  • Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.
  • Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;
  • Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

 

Способы и формы работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4. Изменение   классным   руководителем   стиля   взаимодействия   с   учащимися, коллективом.

5. Регулирование отношений с семьёй.

6. Анализ    реальных    и    предполагаемых    классным   руководителем    задач    и воспитательных ситуаций.

7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

 

Советы для родителей младших школьников в период самоизоляции

Помощь ребенку перед экзаменом

Памятка для родителей

«Помощь родителей при подготовке к экзамену»

Очень важно оказать помощь ребенку в организации подготовки к экзаменам. Дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача ста¬ла для детей более реальной, вы можете оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежед¬невной нагрузки, в составлении плана. Составление плана по¬могает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что ус¬петь выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму до¬суга, которая бы его не переутомляла: чаепитие, ванна с пеной, общение с од¬ним - двумя друзьями, компьютерная игра. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуть¬ся к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособ¬ности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, зани¬маются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздра¬жительными и беспокойными. В состоянии утомления работос¬пособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую го¬лову, выспавшись, чем допоздна сидеть.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от до¬машней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помо¬щи по дому: «я так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет ваш собственный эмо¬циональный настрой. Безусловно, для нас самих период экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы «заражается» нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугуб¬ляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время экзаменов наша задача — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуа¬ции роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего странного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том, случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожи¬даниям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может де¬тей расслаблять: «если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?». Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волне¬ния, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запре¬дельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулиру¬ет ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следу¬ет немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь про-должится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выс¬лушали выученные им материалы, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

10 секретов успешной сдачи экзаменов

10 «секретов» успешной подготовки к экзаменам

Первый «секрет» - помните, что чем раньше вы начнете подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовьте свое рабочее место: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

Второй «секрет» - составьте план своих занятий: четко определите, что именно будете изучать каждый день.

Третий «секрет» - начните с самого трудного, но если вам трудно "раскачаться", можно начинать с того материала, который вам больше всего интересен и приятен.

Четвертый «секрет» - полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

Пятый «секрет» - разумно чередуйте занятия и отдых, питание, нормальный сон, развлечения.

Шестой «секрет» - консультируйтесь с учителями, формулируйте вопросы и задавайте их онлайн.

Седьмой «секрет» - готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.

Восьмой «секрет» - оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал и решить пробные тесты, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Девятый «секрет» - вечером накануне экзамена перестаньте готовиться, примите душ, постарайтесь выспаться, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и "боевого" настроя.

Десятый «секрет» - на экзамене ведите себя спокойно, отвечайте уверенно и не зацикливайтесь на трудных заданиях.

Успеха и отличных результатов!

Советы взрослым: что делать, если ребенок…

Младший школьный возраст — период активного познания мира, самостоятельности и созидания. Ребенок проявляет себя в учебе, спорте, творчестве, повседневных делах — и ждет признания и одобрения взрослых. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка нередко сменяется огорчением и тревогой. Рассудительный и старательный младший школьник то превращается в неуправляемого трехлетку, то вдруг заставляет задуматься о приближающемся подростковом возрасте.

Предлагаемые советы помогут понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.

Селфхарм: тренд или проблема

Селфхарм: тренд или проблема

Что это такое?

Селфхарм или самоповреждающее поведение — намеренное нанесение человеком увечий и повреждений самому себе. К подобному поведению прибегают люди всех возрастных категорий, начиная от младшего школьного и заканчивая пожилым возрастом.

Как правило, селфхарм — это первая реакция на любой стрессовый раздражитель, который принято называть «триггером» (слово, событие, действие, эмоция).

Селфхарм — это не попытка привлечь внимание, не тренд и не подростковые игры. Это агрессия, направленная на себя, неспособность справиться с эмоциональным напряжением.

Разновидности селфхарма

Многие думают, что селфхарм предполагает собой только порезы — на руках, ногах, животе. На самом деле самоповреждения могут носить абсолютно разный характер (о некоторых и вовсе трудно подумать в ключе селфхарма!), просто говорят о них меньше.

Какие разновидности самоповреждений можно отнести к селфхарму:

разрезание, царапание, прокалывание, щипание кожи;

кусание себя (включая закусывание щек изнутри, кусание губ);

онихофагия (привычка грызть ногти и кожу вокруг них);

дерматилломания (расчесывание ранок, выдавливание прыщиков);

трихотилломания (вырывание волос на голове и теле);

удары о твёрдые предметы или твёрдыми предметами (например, о стены);

ожоги (сигаретами, свечками, раскаленным металлом);

намеренное переедание и голодание;

чрезмерные физические нагрузки для нанесения себе вреда.

Многие специалисты выделяют ещё и так называемый эмоциональный селфхарм. Если обычный селфхарм воздействует, в первую очередь, на наше тело, вызывая боль или эмоции на физическом уровне, то эмоциональный направлен на то, чтобы нанести себе увечья моральные. Например, к эмоциональному селфхарму можно отнести желание вступить в отношения с тем, с кем не хочешь, намеренно отказывать себе во встрече с любимыми людьми, выведение человека на негативные эмоции, чтобы он накричал и тем самым «наказал» — словом, это всё то же самоповреждение.

В чём причина?

Многие родители, впервые столкнувшиеся с селфхармом у своих детей, задают один и тот же вопрос: почему так происходит? Чего не хватает моему ребёнку? Для чего он это делает?

Причин может быть множество. Первое, о чём следует знать, что у самоповреждающего поведения всегда есть какая-либо функция. Как правило, подростки наносят себе увечья в качестве эмоциональной саморегуляции, позволяющей «переключить» моральную боль на физическую.

Вот наиболее распространённые причины самоповреждающего поведения:

стресс;

депрессия и апатия;

высокая тревожность;

стыд (за свои поступки, поведение, слова и пр.);

суицидальные мысли;

низкая самооценка;

чувство вины;

травмирующие воспоминания;

страхи, фобии.

Бывает такое, что подростки не ощущают связи с собственным телом. В этом случае самоповреждение — это способ почувствовать себя настоящим, реальным.

Мамам и папам необходимо иметь в виду, что селфхарм — явление со своими особенностями. Помимо навязчивой идеи нанести себе вред, подростки попадают в так называемую «ловушку селфхарма». Что это такое?

Когда на человека воздействует тот или иной триггер (то есть причина, побуждающая к нанесению себе увечий), его эмоции нарастают до такой степени, что без селфхарма обойтись невозможно.

Как только подросток причиняет себе боль, наступает временное облегчение и внутреннее удовлетворение (из-за выброса эндорфинов). После короткого промежутка спокойствия состояние дискомфорта нарастает опять, а сопровождаться оно может ещё и чувством отвращения к своему телу (те самые порезы, поврежденные ранки или залысины). Ловушка селфхарма именно в этом — в цикличности и повторении эпизодов самоповреждения. Из-за кратковременного облегчения при попытках себе навредить, человек как бы подсаживается на такой способ себе помочь.

Распространённые мифы

Селфхарм — незавершённый суицид. Нет, хотя бы потому, что некоторые разновидности самоповреждения не приводят к летальным последствиям. Даже если говорить о намеренном голоде или порезах лезвиями, то первое желание человека в этом случае — не покончить с собой, а только себя наказать, снять негативные эмоции и перключиться с моральных переживаний на физическую боль.

Кроме того, Томас Джойнер, американский специалист по суицидальному поведению, заявляет, что у людей, на протяжении долго времени практикующих селфхарам, снижается восприимчивость к боли и постепенно исчезает страх смерти. Выходит, самоповреждение для них чаще всего не связано с желанием покинуть этот мир. Но мотивы селфхарма у подростков конечно могут отличаться.

2. Селфхарм — подростковая проблема. Считается, что самоповреждением занимаются только подростки, ведь этот возрастной период вроде бы самый кризисный. Но селфхармом занимаются и дети, и пожилые люди!

Некоторые страдают этим всю сознательную жизнь и стыдятся, не зная, что оно достаточно распространено. Другое дело, что подростковая аудитория, занимающаяся нанесением себе увечий, самая обширная. По статистике, около 38% ребят в пубертате хоть раз в жизни занимались селфхармом.

3. Селфхарм — это только порезы. Нет. Как было упомянуто выше, к селфхарму можно отнести множество проявлений. И намеренные ожоги, и вырывание волос, и голодовки.

4. Селфхарм — заболевание. Селфхарм сложно назвать заболеванием, а вот симптомом — вполне. Умышленные самоповреждения могут являться свидетельством множества ментальных недугов (например, ОКР, депрессии, РПП, посттравматического или биполярного расстройства).

5. Селфхармом страдают только женщины. Нет, селфхармом занимаются представители обоих полов. Возможно, этот миф взялся из-за устоявшегося гендерного стереотипа о «суровых мужчинах, которые никогда не плачут, всегда эмоционально стабильны и потому к психотерапевтам не ходят».

6. Селфхарм — это манипуляция. Из-за стигматизации ментальных расстройств бытует миф, что подростки наносят повреждения только чтобы привлечь к себе внимание. Однако это не так: когда речь идет о селфхарме, специалисты не разделяют самоповреждающее поведение на «настоящее» и «демонстративное».

Что делать и как реагировать: памятка родителям

Если родители подозревают, что их дети занимаются селфхармом, очень важно составить определённый план работы. Именно работы, поскольку избавление от желания нанести себе увечья — кропотливый совместный труд родителей и детей, требующий регулярности и осознанности.

Мамам и папам следует соблюдать некоторые правила для поддержки ребёнка и формирования у него навыков другими методами справляться с сильными эмоциями.

Отбой критике. Ругань, замечания, обесценивание, внушение чувства вины и стыда точно не мотивируют человека прекратить «над собой издеваться», а ещё сильнее загоняют его в ту самую цикличную ловушку, о которой было упомянуто выше.

Родителям стоит искоренить из своего лексикона следующие фразы: «Не выдумывай, все проблемы только в твоей голове», «Перерастёшь», «Займись лучше чем-нибудь полезным, чтобы на дурь времени не оставалось», «Нужно смотреть на вещи позитивнее», «Просто возьми себя в руки и переста